На XII съезде Союза композиторов Чувашии прозвучало новейшее национальное искусство
Большим событием культурной жизни Чувашии стал прошедший 18-19 декабря 2013 года съезд Союза композиторов Чувашии. Форум подвёл итоги работы композиторов и музыковедов за пять лет и определил пути дальнейшего развития чувашского национального музыкального искусства. Данью памяти классика чувашской музыки Филиппа Лукина, 100-летие со дня рождения которого отмечается в нынешнем году, стоявшего во главе Союза композиторов в 1948–1977 годы, стало открытие съездовской программы песней Ф. Лукина «Тăри» (Жаворонок) на стихи Аркадия Эсхеля. Исполнил произведение лауреат международного и всероссийского конкурсов хор Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова, где Филипп Лукин проработал более 30 лет (1959–1992). Талантливый коллектив также представил слушателям обработку чувашской народной песни «Тăрна» (Журавушка) Асхата Юнисова и приветственное сочинение Ларисы Быренковой «Шупашкар» (Чебоксары) на стихи Раисы Сарби.
Имя Филиппа Лукина тесно было связано и с Чувашским государственным ансамблем песни и танца, главным исполнителем хоровой программы съезда. Руководителем старейшего в Чувашии коллектива композитор проработал в 1942–1956 годы. Академический ансамбль, возглавляемый народным артистом России Юрием Васильевым, выступил с премьерой двух произведений Александра Васильева - циклом для мужского хора в 8 частях «Чунăм çунса тěлпулать» (Душа, сгорая, испепелилась) и циклом для женского хора в 12 частях «Хěвел тухать» (Солнце всходит). Оба сочинения написаны на стихи Петра Эйзина. Это одни из последних партитур талантливейшего чувашского композитора (1948-2012), творчество которого обрело статус национального достояния и на мировом уровне заявило о достижениях чувашской композиторской школы.
В последние годы Александр Васильев сочинял много хоровых произведений, в основном циклических. В Государственный ансамбль для исполнения принёс он 13 тетрадей своих произведений. «Композитор оставил очень большое количество партитур, которые нам стоит ещё изучить, - отметил дирижёр Юрий Васильев. - Среди них 6 томов «Молитвы и песнопения», подобные мессам Баха. Там по 28 частей в каждом томе. Ансамблем песни и танца уже записано 5 кантат, скоро будет записан целый диск из 6 хоровых циклов Александра Васильева».
Для солистов Ансамбля песни и танца композитор и музыковед Александр Осипов на основе народных песен написал серию оригинальных вокальных и инструментальных обработок. В концерте в сопровождении инструментальной группы ансамбля прозвучали 4 песни из составленного им сборника «В.П. Воробьёв. Чувашские народные песни». Это «Ыраш акаççě» (Сеют рожь), «Сивě çырма пуçěнче» (У холодного оврага), «Мулкач юрри» (Песня зайца) и «Шали-шали шаланкă» (Поёт чибис). Их исполнителями были Ольга Васильева, заслуженная артистка Чувашии Рена Грачёва, Андрей Игнатьев и заслуженная артистка Чувашии Ольга Лукова. На съезде Александр Осипов показал и Новеллетту для скрипки соло, отлично сыгранную Андреем Осиповым.
Хор Ансамбля песни и танца с тонким юмором исполнил хоровые миниатюры а capella на чувашские народные тексты Ларисы Быренковой - «Пăраски» (Прасковья) и «Мěн тăвас» (Что делать?). Несколько лет назад Чувашский государственный академический ансамбль песни и танца выпустил на сцену большую народную обрядовую композицию «Сурхури» (Рождественские игры), отмеченную Грантом Президента Чувашской Республики. В концерте были исполнены 3 части из этой вокально-хореографической сюиты с музыкой Лолиты Чекушкиной и народными текстами - «Лапка-лапка юр çăвать» (Снег идёт), «Сурхури пички» (Рождественский подарок) и «Сурхури, сурхури» (Рождественские частушки). Яркое, талантливое, зримо театрализованное произведение эмоционально было созвучно нашим радостным предпраздничным дням.
Свои оригинальные ноты в партитуру съезда вписала музыка Аниты Лоцевой, прозвучавшая в первом концерте хоровой и камерной музыки в филармонии и на авторском юбилейном концерте, состоявшемся в Чебоксарской детской музыкальной школе №3, где работает композитор. Хор ДМШ (руководитель Кристина Щипилина) представил диптих: «Балканский экспромт» и плясовую «Кукушечка кукует» на стихи Хведи Чăваш. На балалайке солировала Татьяна Александрова, за роялем была автор. Маленькая Екатерина Константинова умилительно спела песню «Блещет стеклянный каток», а меццо-сопрано Инна Васильева исполнила эмоционально глубокие романсы «Как во тёмном бору цветы алые» на народные слова и «Годы бегут» на стихи Михаила Юхмы из цикла «Девушка говорит».
Завершил программу съезда концерт симфонической музыки, исполнителем которой была Чувашская государственная академическая симфоническая капелла под управлением художественного руководителя и главного дирижёра народного артиста России, профессора Мориса Яклашкина. Коллектив на международном и всероссийском уровнях пропагандирует музыку современных чувашских композиторов. Как отметил председатель Союза композиторов Николай Казаков, подобное редко встречается в соседних республиках, и тем более чувашские авторы благодарны своим исполнителям.
Концерт открыло исполнение последнего симфонического произведения Александра Васильева - Сюиты для оркестра «Чувашские напевы». Замечательное сочинение можно поставить в один ряд с опусами И. Стравинского и Р. Щедрина. Сюита заявила о появлении нового направления в последний период творчества чувашского композитора – стремления к лаконизму, афористически концентрированному выражению творческой мысли. В «Мужицком переплясе» автор жанрово сочно передал атмосферу народного гулянья. В «Жалобе» слышались смиренная скорбь, робкая надежда и нечто от скорбных хоралов П. Чайковского. «Веснянка» утверждающе завершила трёхчастную сюиту всплеском, напором позитивных эмоций.
Безвременно ушедшему Александру Васильеву Юрий Григорьев посвятил Партиту для малого симфонического оркестра в 4-х частях. 1 часть – Moderatoespressivosonore, 2 – Фуга, 3 – Adagio, 4 – «Турмышские частушки». В своей новой работе композитор показал себя серьёзным, глубоким, тонким художником. В новых гранях лирического творчества – взрывчатых, импульсивных предстал Андрей Галкин в Фантазии для фортепиано с оркестром, где солисткой была заслуженный работник культуры Чувашии Марина Саприко. Позитивный настрой форума композиторов сконцентрировало исполнение Капеллой «Поэмы о Чебоксарах» «Ěмěр пул, Шупашкар!» Ларисы Быренковой на стихи Раисы Сарби. Солировали Наталья Григорьева и Юрий Унегеров.
XII съезд Союза композиторов Чувашии подарил слушателям широкую гамму художественных эмоций, познакомив с творчеством чувашских композиторов-профессионалов, создающих национальное искусство XXI века.
Светлана Макарова, заслуженный деятель искусств Чувашии
Подписаться на новости в ВК Подписаться на новости в Телеграм